Все о Тантре, все для Тантры

тантры и агамы

тантры и агамы

В соответствии с традиционным подходом, индийские философские системы принято разделять на шесть так называемых «даршан»: Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога, Миманса и Веданта. В буквальном переводе с санскрита слово «даршана» означает «видение» и оно, в данном контексте, относится к видению той окончательной Истины, которая по разному открывалась основателям этих духовных традиций. В Ригведе мы встречаем, ставшее уже классическим, выражение«экам сат випра бахудха ваданти» («Истина одна, но мудрецы говорят о ней по разному»). Все эти традиционные философские системы в той или иной степени опираются на авторитет Вед и Упанишад, однако, помимо них, в Индии существовали и другие учения, например Буддизм, Джайнизм и пр. И здесь существенным моментом является понимание источников таких учений. Когда источником является чистое божественное откровение, как например в случае Вед или Шайва-агам, то такие воззрения принято называть «Санатана-дхармой», то есть вечным божественным Законом или Истиной, которая превосходит любые временные ограничения и существует всегда. Но помимо этого, на определенных исторических этапах, появляются и различные промежуточные учения, которые могут выполнять те или иные временные функции.

Санатана-дхармавключает в себя систему шестидаршан, но этидаршаныне могут вместить в себя всюСанатана-дхарму. Как говорилось по этому поводу в Пуранах: «Истина превыше воззрений…» Таким образом, нет ничего удивительного в том, что Трика-даршана,несмотря на целый ряд отличительных особенностей, не относится к классическим философским системам Индии. Эта богатейшая духовная традиция, основанная наагамических(тантрических) источниках, всегда имела весьма ограниченное распространение в эпоху Кали-юги. Главная причина закрытости и изолированности этой системы состоит в том, что воззрение абсолютного теистического монизма или абсолютной недвойственности (санскр.парадвайта) трудно для понимания людей этой эпохи. Несмотря на то, что Господь Шива еще в самом начале Кали-юги передал людям недвойственные тантрические учения черезришиДурвасаса, эти учения не получили широкого распространения. Однако они всегда тщательно сохранялись и передавались по непрерывной линии преемственности (санскр.парампара). На видимом уровне этапарампарастала отчетливо формироваться в Кашмире, начиная сIX-го века н.э. после появления таких замечательных мастеров, как Васугупта, Сомананда и др.

Роль агамическихтекстов в эпоху Кали-юги невероятно высока. Слово «агама» можно перевести как «прибытие», «приближение» или «повторное возникновение». Это общее название определенной группы текстов, которые не были составлены людьми, а были переданы нам непосредственно Господом. Такое высшее знание существовало всегда, во все исторические эпохи, но особую ценность оно приобретает в нынешние времена духовной деградации. Как сказано вКуларнава-тантре: «Шрути— для Крита-юги,смрити— для Трета-юги, пураны — для Двапара-юги. Для Кали-юги — только Агамы». Важно подчеркнуть, что люди, рожденные в Кали-югу, чаще всего не могут длительное время сохранять в чистотеагамическиезнания. Их ум, находящийся под влияниемгунытамаса, постепенно теряет соответствующие качества и обращается к грубому двойственному мировосприятию. Хорошо понимая это, Господь периодически «оживляет» знания людей и направляет их в нужное русло.

В текстах Трика-даршаны понятия «тантра» и «агама» часто являются синонимичными. Слово «тантра» может иметь множество различных значений. Оно происходит от санскритского глагола «тан» — «распространять». В этом смысле и тантры, иагамыраспространяются как божественные откровения. Однако важно понимать, что Тантра — это не философская система и не простой набор слов. Это прежде всего непосредственное знание Истины, которое передается лишь тем, кто способен ее воспринять. Таким образом, все тантры — это также иагамы, но при этом не всеагамыявляются тантрами. Когда в тантрических текстах Господь Шива передает учения своей супруге Парвати (Шакти), то мы имеемагамы, но когда Парвати дает наставления Шиве, то это —нигамы.

Одной из важнейших отличительных черт тантрических учений является использование различных человеческих страстей для освобождения от сансары. Тантрический практик учится интеграции и достигает понимания единства различных аспектов Шакти, которая проявляется на видимом грубом уровне как, например, что-то «мирское» или «духовное». И в этой связи тантрические садханы существенным образом отличаются, скажем, от ведических наставлений…

ТАНТРА ДЛЯ БИЗНЕСА И НЕ ТОЛЬКО