Все о Тантре, все для Тантры

Две Школы Тантры

Две Школы Тантры

В настоящее время существует две школы тантры: бенгальская и кашмирская (это разделе-

ние тантры по географическому признаку). В

школе расположенной в Бенгали меньше ритуалов и больше практики, в кашмирской наоборот. А

идеологически тантра подразделяется на пять течений: шайва тантра, шакта тантра, вайшнава тантра, саура тантра и ганапатья тантра.

Шайва тантра уделяет больше внимания и придает бóльшую важность способности к позна-

нию, устранению кастовых делений и других социальных несправедливостей.

Шакта тантра развивает внутренние способнос-

ти человека, чтобы затем использовать их во благо.

Вайшнава тантра приближает человека к Парама Пуруше. Происходит это посредством культа радости и счастья. Социальным преобразо-

ваниям уделяется меньше внимания.

Саура тантра придает большую важность развитию медициныи астрономии.

Ганапатья тантра вдохновляет людей, которые принадлежат разным социальным группам, рабо-

тать сообща, объединяться.

В шайва тантре объект медитации – Шива. В

шакта тантре – Шакти или Пракрити. В вайшнава тантре – Вишну. В саура тантре – это Сурья (бог солнца), и в ганапатья тантре – это Ганапати

(Ганеша). Однако тонко чувствующие ученики,

интуитивно понимают, что все эти разные направ-

ления на самом деле олицетворяют одного беско-

нечного Брахму.

Сейчас я не буду уделять много внимания шайва или шакти тантре, но о вайшнава тантре я должен рассказать подробнее. Как я уже сказал, вайшнава тантра ведет человечество по дороге к Парама Пуруше, посредством любви и радости (в дальней-

шем, если я буду рассказывать о саура тантре, я

расскажу о ней более подробно. В частности о том,

что в древние времена она уделяла внимание не только медицине и астрологии. Это было намного более обширное и значительное учение, особенно на Среднем Востоке и в Индии. Но это было пример-

но 1-3 тыс. лет назад. Однако сейчас я не буду останавливаться на этом вопросе).

Итак, вайшнава тантра. Хотя это течение зароди-

лось в Индии, а точнее в Южной Индии, большое влияние на его формирование оказал Средний Восток. А именно суфизм Среднего Востока. Он оказал огромное влияние на формирование совре-

менного вайшнавизма или скорее вайшнавизма,

который был распространён в течение периода Мугхал.

Во времена Кришны суфизм не был распростра-

нен на Среднем Востоке. И вайшнавизм в Южной Индии зародился намного позднее. А дравидий-

ские брахманы ещё не разделились на два направ-

ления. Позднее они распались на айенгаров и айяров (айенгары последователи вайшнавизма, а

айяры – шиваизма. Последователей этих двух течений можно было легко отличить друг от друга,

т.к. они по-разному украшали свои головы (лоб)

святой золой). В это время тантра стала постепенно разделяться на несколько направлений, но грани-

цы между ними ещё были зыбкие и нечеткие.

Вайшнава тантра – это путь, который ведет человечество к Парама Пуруше посредством любви и радости.

Когда ученик идет по дороге преданного служе-

ния Богу, с помощью культа радости и счастья, он предпочитает избегать соприкосновения с други-

ми философскими течениями, чтобы не отвлекать-

ся. Например, вам поручили выполнить какое-либо дело и вы должны поспешить исполнить его. И если сейчас вам предложат вкусные конфеты, вы скаже-

те: «Нет спасибо, не сейчас. Сначала я должен выполнить поручение, а потом во время отдыха я с удовольствием, не спеша, попробую их». Когда вам срочно нужно выполнить какое-то задание, вы думаете только о нем и о том, чтобы как можно скорее его выполнить. Вот почему вы не можете отвлекаться даже чтобы насладиться восхититель-

ным вкусом конфет. А когда вы идете по дороге преданного служения Богу, вы наслаждаетесь им и получаете все больше удовольствия с каждым шагом. Поэтому, конечно, в таком блаженном состоянии вас не привлекут суровые испытания знаний и действий.

Как я уже много раз говорил, прапатти – это радость божественного экстаза. Враджа Кришна полностью гармонирует с прапатти. Но я также сказал, что карма-йога, которой обучал Партхаса-

ратхи, так же солидарна с прапатти. А теперь давайте проанализируем насколько гьяна марга

[путь к познанию] Партхасаратхи Кришны согласу-

ется с гьяна маргой шиваизма или с культом радос-

ти и счастья вайшнавизма.

Партхасаратхи Кришна обладал неисчерпаемым богатством знаний. Все его обучение было основа-

но на культе знаний. Он обучал Арджуну своей философии. Философия Партхасаратхи Кришны – это не бегство от действительности. Ее суть заключается в следующем: все, что происходит во вселенной, происходит по воле Бога. Ничего не случается само по себе, а только потому, что Он так захотел.

Люди вынуждены жить под влиянием двух персон. Одна их них – это наше собственное «я»,

которое жаждет накопить как можно больше различных вещей больших и маленьких, и отдать столько же (ненужных) обществу. Наше микрокос-

мическое «я» создаёт вокруг себя целый мир,

иллюзорный мир, в котором оно заключено и в котором считает себя абсолютным монархом.

Вторая персона – это Парама Пуруша. Одновремен-

но с нашим выдуманным миром, существует огромный мир Парама Пуруши, мир в котором наше «я» - просто маленький самонадеянный пузырь. И все надежды и желания, стремления и порывы этого пузыря, живущего в мире Парама Пуруши, достигают своей высшей реализации,

исполнения только когда наше «я» растворяется в бесконечном потоке Божественной любви. В

противном случае наши надежды и желания никогда не исполнятся. Люди лелеют тысячи желаний в своих сердцах, но они, как правило,

остаются неосуществленными, т.к. волны челове-

ческих желаний не поддерживаются параллельно волнами Божественного желания.

Теперь ответьте мне, есть ли различие между философией знания шиваизма и прапатти вайшна-

визма? Последователи Шивы стремятся достичь цели, анализируя закон причин и следствий,

конфликты и столкновения (результат отрицания и согласия), их философия не имеет большой ценности. Это ни прапатти, ни апрапатти. На первых шагах это випрапатти, но после достиже-

ния цели не остается ничего, ни прапатти, ни апрапатти, ни випрапатти.

С давних времен между последователями шиваизма и приверженцами вайшнавизма сущес-

твуют трения и разногласия. Это идеологический конфликт. Хотя учение Партхасаратхи Кришны [о

прапатти] стало частью вайшнава тантры, само по себе оно не менее великолепно.

Первоначально Кришна вел Арджуну по дороге

познания («гьяна»). И Он говорил ему: «О Арджуна,

никто в этом мире не может никого убить и быть убитым». Эти слова отражают дух випрапатти.

Однако затем он сказал [и это уже апрапатти]: «Все,

что происходит в мире, происходит согласно Моей воле, и только согласно моему желанию. Твоё желание ничего не решает, ты ничего не можешь»

(И действительно, люди так слабы. Если вы голода-

ете двадцать четыре часа, то чувствуете себя уставшим и обессиленным, а если 48 часов, то уже не в состоянии думать о чем-либо). И, наконец, он говорит следующие слова: «Не волнуйтесь ни о чем.

Я все сделаю за вас. Просто следуйте вашему пути и отдайте себя в мои руки». Какие бы мечты и жела-

ния люди не согревали в своём сердце, свое полное осуществление, свою реализацию они найдут только когда обретут полную гармонию с бесконеч-

ным потоком любви и счастья Парама Пуруши.

И, наконец, последние слова Партхасаратхи Кришны полностью отражают дух прапатти: «Отложите другие дхармы, придите ко Мне и примите защиту только от Меня. Вы найдете приют во Мне одном. Я освобожу вас от бремени греха, не волнуйтесь об этом», апрапатти полностью превра-

тилась в прапатти.

Враджа Кришна не делал ничего подобного [Он не подводил философской основы под свои действия и поступки]. Его волшебная флейта исполняла только одну мелодию – мелодию пра-

патти. «Что я делаю, то и хорошо, все остальное не важно. Просто будь со мной». Суть учений Враджа Кришны и Партхасаратхи Кришны одна, различна лишь форма обучения. Повинуясь внутреннему голосу, ученик выберет Враджа Кришну или Пар-

тхасаратхи Кришну, как единственный объект обожания, единственно желанную цель своей жизни.

ТАНТРА ДЛЯ БИЗНЕСА И НЕ ТОЛЬКО