Все о Тантре, все для Тантры

Путь Правритти и путь Нивритти

Путь Правритти и путь Нивритти

Есть только один предметк которому все стремятся — счастьехотя оно бывает разных видов и обретается различными путями. Все формы — чувственные,интеллектуальные или духовные происходят от Брахмана, который Сам есть Источник и Сущность всякого блаженства. Он — Само Блаженство (раса вай сах).Истекающие из одного источника наслаждения, тем не менее, отличаются по своим формамбудучи более высокими или более низкими, преходящимилибо долговременными или постоянными. Идущие путем желания (правритти-марги) достигают его посредством наслаждений в этом мире (бхукти), или в более долговременных, но еще не постоянных мирах небесных наслаждений (сварге). Те же, кто находится на пути возвращения (нивритти-марге), достигают счастья не в сотворенном мире, но в вечном единении со своим первоисточником (мукти).Поэтому говорится, что человек не может стать воистину счастливым до тех пор, пока не найдет прибежище в Брахмане,который Сам есть высочайшее Блаженство (расам хйевайам лабдхва ананди бхавати).

В своем вечном ритме Божественное Дыхание движется наружу от Духа к материи, и внутрь от материи — к Духу. Деви в образе маии развертывает мир. Как Махамайя, Она призывает его вернуться к Ней. Тропа удаления — это путь правритти, а тропа возвращения —нивритти. Каждое из этих движений божественно. И наслаждение (бхукти), и освобождение (мукти)— Ее дары. В третьей главе цитируемого текста говоритсячто от Вишну и Шивы можно получить только мукти, а от Деви — и бхукти, и мукти. Да, это действительно так, потому что Деви является, в некотором смысле, источником порождения всех тех материализованных форм, от которых возникает наслаждение (бхога).

Все дживы на своем пути к совершенству и основная масса самого человечества движутся по первому пути и, несомненноправильно стремятся к наслаждению, которое соответствует их стадии эволюции.

Жажда жизни будет продолжать утверждать себя до тех пор, пока не будет достигнута точка возвращенияа энергия ухода не истощится. До этого времени человек должен оставаться на пути желаний. Деви держит в своих руках петлю желания. Деви Сама есть и желаниеи одновременно та мудрость реального постиженияв которой познавший наслаждения обнаруживает их пустоту. Однако, никто не может отречьсяпока не насладится и пока не произойдет наслаждение мудростью, причем это справедливо и для самого мирового процесса: нерожденные Пурушитакже сопутствуют ей (Пракрити) и оставляют Ее лишь по причиневивеки.

Для мирской жизни, которая есть «удаление» от Высшего, организуется определенное обеспечение. Поэтому и говоритсячто в тантре есть и наслаждение (бхукти), и освобождение (мукти). Но, конечно, и само наслаждение не лишено своих собственных законов. Давая волю желаниям, нельзя оставлять их неуправляемыми.

Умственное «я»как это обычно утверждается, ecть колесничий тела чьи лошади — чувства. В противоположность ошибочным представлениям насчет тантры, эта Тантра не возражает против распространенного правила о том,что необходимо не позволять чувствам понести себя. Дабы никто не был сметен и раздавлен последствиями действия такой громадной силыкакой представляется нисхождение в материюмышление и активные действия подлежат контролю в соответствии с дхармой. Таким образомпервые три цели жизни (три-варга) на пути правритти — это: дхарма, артха и кама.

ТАНТРА ДЛЯ БИЗНЕСА И НЕ ТОЛЬКО