Все о Тантре, все для Тантры

ЛЕСТНИЦА ЙОГИ

ЛЕСТНИЦА ЙОГИ

Восхождение вверх

Человек обычно начинает свое восхождение по лестнице йоги, движимый каким-либо желанием, будь то материальное или духовное желание, причем этот мотив, побуждающий человека встать на путь йоги, определяет результат, которого он достигнет. Так, карми получают в награду чувственные наслаждения, гьяни достигают Брахмана, йоги обретают сиддхи или сливаются с телом Господа, а бхакты получают возможность служить Кришне.

Наш духовный прогресс и очищение наших желаний зависят от круга нашего общения.

 

Жизнь на уровне животных

Если человек во всем потакает своим прихотям и готов пойти на все во имя исполнения своих желаний, направленных на удовлетворение чувств, то он, по сути дела, ничуть не лучше животного.

 

 

Карма-канда

Деятельность, направленная на достижение чувственных наслаждений и осуществляемая в соответствии с авторитетными указаниями Вед, относится к уровню карма-канды. На этой стадии человек приносит жертвы полубогам ради осуществления своих материальных желаний. Карма-канда считается начальным этапом подлинно человеческой жизни, потому что она подразумевает некоторое ограничение наслаждений в соответствии с предписаниями авторитетных ведических текстов. Стремление выполнять свои мирские желания в соответствии с санкциями Вед фактически означает, что человек подчиняет свою волю авторитету. Такое подчинение само по себе оказывает очищающее воздействие на человека. Кроме того, на стадии карма-канды человек так или иначе вступает в общение со священнослужителями, участвующими в проведении жертвоприношений, и прислушивается к их словам. В результате, цели, которые ставит перед собой продвигающийся по лестнице йоги, естественным образом эволюционируют: от желания счастливо прожить эту жизнь (получить хорошего сына, например) к желанию обрести райские наслаждения в следующем воплощении. А после того, как человек принял концепцию следующей жизни, он постепенно начинает осознавать, что является душой, скитающейся из одного тела в другое, и что в материальном мире нет такого места, где бы он мог обрести полное удовлетворение.

 

 

Карма-йога:

сакама-карма-йога и нишкама-карма-йога

 

Сакама-карма-йога

Осознав, что его природа духовна, человек постепенно приходит к пониманию того, что он должен подняться на духовный уровень и искать вечного наслаждения и освобождения от всех страданий: рождения, смерти, старости и болезней.

 

Однако, хотя главная цель йога и стала теперь духовной, у него все еще остаются материальные желания. Поэтому он действует в соответствии с правилами и предписаниями Вед и, совершая жертвоприношения, автоматически предлагает плоды своей деятельности полубогам, а в конечном счете – и Самому Господу Вишну. Так йог постепенно освобождается от привязанностей.

 

Согласовывая свою деятельность с авторитетными ведическими правилами и предписаниями, предлагая плоды своего труда в качестве жертвоприношения Вишну. Развивая отречение и убедившись на собственном опыте, что пребывание в материальном мире чревато многочисленными трудностями и разочарованиями, а также общаясь с брахманами и другими вставшими на духовный путь людьми и внимая их словам, человек культивирует трансцендентное знание.

 

Находясь на этой стадии сакама-кармы, йог привязан как к плодам своей деятельности, так и к самой деятельности (ибо она порождает плоды, которые являются объектами его желаний).

 

 

Нишкама-карма-йога

Тот, кто обрел трансцендентное знание, понимает, что он не тело, а вечная индивидуальная душа. Поэтому он естественным образом свободен от привязанностей к материальному, которые возникают из низших гун материальной природы.

 

Хотя благодаря обретенному знанию такой человек освободился от стремления к плодам своей деятельности и к удовлетворению чувств, и теперь нет такого корыстного желания, которое бы побуждало его выполнять предписанные Ведами обязанности, он все же продолжает выполнять свой долг, действуя в отречении, дабы послужить примером для тех, кто еще не получил трансцендентного знания. Так, на примере своих слов и дел, он вдохновляет их выполнять свои обязанности в настроении преданности.

 

На этой стадии нишкама-кармы, благодаря культивированию знания и качеств благости, йог освобождается от стремления к плодам своего труда. Но он тем не менее, все еще привязан к самой деятельности, хотя и совершает ее из чувства долга.

 

Достижение освобождения

В процессе нишкама-кармы

(или аштанга-йоги)

Практикуя нишкама-карма-йогу, человек освобождается от последствий своей деятельности, утверждаясь в гуне благости, и его жизнь озаряется светом знания: он понимает, что отличен от своего тела. Если, находясь на этом уровне, он сосредоточит свое сознание на Сверхдуше, то он достигнет освобождения в Брахмане и, в зависимости от своей цели, либо растворится в сиянии Брахмана, либо погрузится в Сверхдушу. То же самое достижимо и с процессе практики аштанга-йоги.

Высший уровень:

Достижение Деви-дхамы

Благодаря знанию о том, что Деви является источником Брахмана и Сверхдуши и, благодаря слушанию о достояниях Кришны, удачливая душа полностью вручает себя Ему и начинает преданно служить Деви..

ТАНТРА ДЛЯ БИЗНЕСА И НЕ ТОЛЬКО